В феврале 2015 года в Екатеринбурге умер последний в городе скрипичный мастер Александр Георгиевич Фомин. Он изготавливал скрипки и альты, научившись этому искусству у А.С. Кылосова и Р.Г. Викснина. С ним ушла в небытие школа уральских скрипичных мастеров, что зародилась в Свердловске в 30-е годы XX века.
Началась она с подвижничества Андрея Семеновича Кылосова, ставшего первым скрипичным мастером Уральской консерватории и первым профессиональным скрипичным мастером в истории Урала.
Благодаря А.С. Кылосову и его дружбе с Е.Ф. Витачеком (тогда хранителем столичной Госколлекции) в Свердловске после Отечественной войны сложилась группа энтузиастов, которые переняли от него искусство изготовления скрипок: Р.Г. Викснин, А.П. Скобелин, А.П. Шипулин, В.Ф. Беляев, братья Тереховы, А.Г. Фомин, Б.А. Скопец. Из них Викснин, Скобелин и Фомин после смерти А.С. Кылосова поочередно работали в консерватории на должности мастеров смычковых музыкальных инструментов. Все они изготавливали скрипки и альты, ремонтировали и реставрировали также виолончели, контрабасы и смычки.
Иногда они изготавливали на заказ необычные смычковые инструменты. Так, Борис Абрамович Скопец изготовил карманную скрипку – пошетт. Вячеслав Михайлович Терехов сработал глухую скрипу – тренажер. Алексей Петрович Скобелин – пятиструнную электроскрипку, виоль д’амур, а также складную виолончель «Богомол», что помещалась, вместе со смычком, в футляре для удочки. Роберт Гаральдович Викснин сотворил однажды виолончель с очень узкими обечайками. А А.С. Кылосов создал несколько скрипок, у которых дно было изсверлено дырочками в шахматном порядке и отверстия эти аккуратно заделаны деревянными пробочками так, что меж ними оставался пузырек воздуха. А также пару скрипок, у которых обечайки с басовой стороны не имели выреза («эсса») и напоминали басовой стороной очертания гитары. Словом, уральские скрипичные мастера экспериментировали, фантазировали, производили добротные инструменты и поддерживали в рабочем состоянии парк смычковых не только города и но и всей Свердловской области. И вот их не стало. Умер последний. Теперь никто новых хороших скрипок не делает. Как-то грустно от этого стало…
По материалам журнала Уральский следопыт