Восьмитомная энциклопедия Страдивари раскрывает масштабное исследование легендарных музыкальных инструментов

Энциклопедия инструментов Антонио Страдивари — удивительная работа с лаковыми репродукциями инструментов в натуральную величину, в мельчайших деталях повторяющая внешний вид оригинальных скрипок и виолончелей мастера, вплоть до оттенков цвета.

Ёст Тёне — эксперт по скрипкам Страдивари международного уровня привёз в Петербург плод своих десятилетних трудов — созданную им «Энциклопедию инструментов Антонио Страдивари» в восьми томах, общим весом 50 килограмм. Книги мистер Тёне передал в дар петербургскому Музею театрального и музыкального искусства.

Струнными инструментами, их изучением и продажей мистер Тёне занимается уже 30 лет. Сейчас, впрочем, его уже давно не интересуют обычные скрипки. В центре внимания немецкого бизнесмена и эксперта — исключительно инструменты, созданные великим мастером Антонио Страдивари. На их оценке и перепродаже он и сосредоточился в последние годы.

Чтобы выпустить восьмитомник, мистер Тёне в течение десяти лет путешествовал по разным странам вместе с одним из лучших фотографов мира. Эксперт связывался с владельцами инструментов Страдивари и фотографировал скрипки в высоком качестве. Всего в энциклопедии представлены фотографии 300 инструментов мастера.

— Примерно половина инструментов была отфотографирована в Кёльне, в Германии, — рассказал в интервью Ёст Тёне. — Для фотографирования остальных инструментов мы должны были путешествовать в различные страны: Италия, Америка, фотографировали скрипки в Смитсоновском институте, в Библиотеке Конгресса. Ездили и во многие другие страны, вплоть до Японии и Тайваня. Но очень большое количество инструментов в Европе, особенно в Германии и Швейцарии. И, конечно, в Италии.

Как отметили на презентации восьмитомника, цвета фотографий полностью соответствуют цветам реальных инструментов — их перед печатью тщательно проверял сам Ёст Тёне. Напечатана книга была в собственной типографии эксперта Jost Thoene Verlag, а переплеталась в единственной в Германии переплётной мастерской, работающей с такими размерами. Формат книг — 320 на 450 мм, что позволило автору напечатать в полную величину даже фото виолончелей Страдивари размером 960 мм на 450 мм.

— Это уникальная возможность — сделать такое издание, — признался в беседе мистер Тёне. — Моей задачей была максимально полная презентация инструментов Страдивари. Это особенно важно для мастеров скрипичного дела, которые могут один к одному увидеть инструменты и заметить все нюансы.

Впрочем, такая точность вовсе не значит, что книги Ёста — руководство для современных мастеров, пытающихся копировать уникальные работы мастера. В интервью мистер Тёне отметил, что скопировать Страдивари невозможно. Да это и не нужно сегодня:

— Нет никакого смысла копировать произведения искусства, которые были созданы 300 лет назад. Я хочу предостеречь и простимулировать скрипичных мастеров создавать свои шедевры. Сегодняшние залы, в которых мы даём концерты, требуют совершенно другой формы инструмента. Так как они другие, необходимо другое звучание, другие возможности.

Как отметил мистер Тёне, помимо путешествий по всему миру ему пришлось привлекать для создания фотографий очень дорогое фотооборудование: каждая камера для таких съёмок стоит, по его словам, как автомобиль класса «люкс». При этом, финансировал немецкий эксперт создание книг из собственного кармана.

Но это — ещё не конец работы всей жизни знатока Страдивари. Ёст Тёне заявил, что он ещё достаточно молод, чтобы исследовать оставшуюся часть инструментов мастера:

— Я планирую выпустить ещё четыре части энциклопедии со 150 инструментами. Некоторые из этих инструментов мы уже отфотографировали и задокументировали, но сейчас еще ждём поддержки спонсора, который мог бы поддержать этот проект финансово. Для одного тома уже нашли спонсора — это немецкий промышленник.

А пока в Музее музыки на Фонтанке можно увидеть самое большое и полное на сегодня издание о волшебных инструментах Страдивари — с сотнями фотографий в полном размере, передающими внешний вид инструментов мастера в мельчайших деталях.

Скрипки Страдивари как уникальные инструменты имеют не только неповторимые форму и звучание — каждая из них также со временем получила собственное имя. К примеру, самая дорогая из них называется «Леди Блант», в честь своей хозяйки — внучки лорда Байрона леди Анны Блант, которая владела скрипкой в течение 31 года. Эта скрипка в 2012 году была продана за рекордные 15 миллионов долларов.

Альт «Мендельсон» принадлежал в своё время Мендельсону, а скрипка «Le Brun» — Шарлю ле Брюну и самому Никколо Паганини. Однако, занимаясь изучением и фотографированием инструментов мастера, Ёст Тёне обнаружил, что некоторые из них до сих пор не получили имён. И эту оплошность он решил исправить, придумав имена для скрипок Страдивари самостоятельно.

— Из трёхсот инструментов я дал имена примерно сорока, — рассказал нам эксперт. — Чтобы было чёткое определение для общества. И чтобы более уважительно относиться к истории. Ведь музыканты, которые играли на этих скрипках, оставляют память о себе.

Конечно, одной скрипкой мастера могли пользоваться в разное время разные музыканты — в том числе очень талантливые и известные.

— Было очень сложно работать с историей инструментов, особенно русских, — признался Ёст Тёне. — Например, скрипка «Горский» получила название от имени музыканта Горского, который играл на ней и вошёл в историю.

«Русскими» в данном случае эксперт назвал скрипки Страдивари, чья музыкальная жизнь тесно связана с Россией. Их в энциклопедии, созданной энтузиастом, оказалось около 18.

На презентацию своей работы гость из Германии явился не один — вместе с ним Шереметевский дворец посетил известный немецкий скрипач Миша Кибардин. Ещё одной «приглашённой гостьей» стала подлинная скрипка Страдивари, созданная мастером в 1699 году. На скрипке, имеющей имя «Ауэр Бенвенутти», Кибардин исполнил несколько композиций в сопровождении фортепиано.

 

 
Антонио Страдивари родился в итальянском городке Кремона в 1644 году. Свои первые скрипки он начал изготавливать в 18 лет — и занимался этим искусством вплоть до своей смерти в 1737 году. За 93 года своей жизни, за 75 лет труда итальянец изготовил более тысячи инструментов.

Страдивари делал не только скрипки — на его счету есть и виолончели, и альты, и гитары, и даже одна арфа. До наших дней сохранились около 550 скрипок Страдивари. Несколько из них есть и в России.

 
Ёст Тёне родился в семье известного музыканта и композитора — Карла Тёне, ученика скрипача-виртуоза Тибора Варга. С детства Ёст учился играть на струнных инструментах, и страсть к скрипкам сохранил навсегда. Скрипичным бизнесом он занялся ещё 30 лет назад, и довольно быстро бизнес увлечённого альтиста пошёл в гору: инструменты у него стали заказывать музыканты Берлинской и Венской филармоний, а также сольные исполнители.

Столкнувшись впервые со скрипкой Страдивари, Ёст Тёне влюбился в её «царское качество». На каждой из скрипок великого мастера, попадавшей в его руки для перепродажи, мистер Тёне пробовал играть сам. Как отметил эксперт, у него в сознании сложилась собственная система «иерархии» скрипок Страдивари в сравнении друг с другом.

Из материалов телеканала 78