Последний российский конкурс скрипичных мастеров

 

Конкурс скрипичных мастеров, который по традиции предварял Международный Конкурс им. Чайковского, последний раз проходил 10 лет назад в 2007 году в Москве. Как сообщает телеканал Культура, в конкурсе тогда было представлено 75 уникальных инструментов – cкрипки, виолончели и смычки, созданные мастерами Белоруссии, Германии, Италии, России, Украины и даже Японии. Одним из членов жюри был руководитель школы скрипичных мастеров города Кремона Джиобатто Морасси.

До самого финала никто не мог узнать имен мастеров, и даже члены жюри до последнего момента не знали мастеров-участников в лицо. Они видели только инструменты, потом узнавали страну-изготовителя. Зрители так же не имели возможность увидеть сами инструменты, лишь слышали звуки из-за ширмы. Всё пребывало в атмосфере строжайшей секретности. Однако инструменты говорили красноречивее своих мастеров.

В номинации «Виолончель» третья премия досталась Тадеушу Слодичке, вторая не присуждалась, а первую премию завоевал также мастер из Польши – Кшиштоф Крупе. Первая премия в номинации «Скрипка» досталась японцу Хироси Кикута. В номинации «Альт» она не присуждалась. Вторым стал Мирослав Пуцентеле из Украины.

«Польские мастера имеют давние традиции, и очень жаль, что в России нет ни одной школы, где бы учились молодые, которые хотели бы приобщиться к изготовлению струнных музыкальных инструментов. Есть некоторые участники, которые даже что-то получили, но никто их этому не учил», – цитируются в сообщении слова председателя жюри конкурса скрипичных мастеров Игоря Фролова.

Лауреат первого конкурса скрипичных мастеров 1990 года Владимир Китов тоже самоучка. Он бывший капитан второго ранга. Все началось с того, что сын попросил его купить скрипку. «Это была потоковая скрипка Комбината мебельного, московского, за двадцать рублей. Я понял, что это не уровень и что мой ребенок будет играть на такой скрипке? Возникло желание сделать», – рассказывает президент Союза скрипичных мастеров Санкт-Петербурга Владимир Китов.

На церемонии Владимир Китов вручал спецпризы – «Золотые рубанки» от Союза скрипичных мастеров. Даже призы, миниатюрные, с бриллиантами, он делал собственноручно. Они оказались вполне пригодны для работы скрипичных мастеров.

Член жюри Амиран Оганезов до самого последнего момента открытия работал в мастерской, которая находится прямо на территории Музея. Оганезов постоянно экспериментирует: разное дерево, грунт, лак. Говорит, что у него, как и у любого мастера, есть свои секреты. Какие, он не расскажет никому. Правда, добавляет, что итальянцы тоже никому ничего не говорили: «Так засекретились, что сами потеряли. Сейчас начали все сначала».

Амиран Оганезов говорил, что не ждал от конкурса чудес: «Современных Страдивари нет. Достойных очень мало. Так и получается: десять достойных выходят в третий тур».

Игорь Фролов по этому поводу добавил : «Правда, недавно один мастер меня уверял, что пройдет лет сто – сто пятьдесят, и его инструменты будут звучать не хуже, чем старинные. Но нам же интересно, что сейчас.»

В настоящее время в Италии и Польше существуют целые школы скрипичных мастеров. «В нашей школе сто пятьдесят человек. Много иностранцев из Кореи, Японии, Китая из России и Европы», – поделился Джиобатто Морасси.


 

Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *