Кто реставрирует музыкальные инструменты?

На прошедшей неделе в Санкт-Петербурге состоялось собрание скрипичных мастеров-реставраторов музыкальных инструментов. Подобное мероприятие не проводилось уже много лет с тех пор, как прошёл последний российский конкурс скрипичных мастеров. По такому поводу именитые мастера-реставраторы съехались со всех концов Северо-Запада. Приехал даже известный новгородский скрипичный мастер, а ныне заместитель председателя Союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов - Александр Васильевич Злотников.

Помимо общих вопросов, связанных с трудностями в финансировании отрасли производства смычковых музыкальных инструментов, обсуждали предстоящую Всероссийскую выставку скрипичных мастеров. Уже известно, что она будет проходить в 2019 году в Шереметевском дворце – Музее музыки (Санкт-Петербург). Выставка будет посвящена смычковым музыкальным инструментам всех мастеров, живущих и работающих в России.

По этому случаю петербургский скрипичный мастер Александр Рабинович привёл подробный план проведения выставки, а также условия участия в ней. Владимир Якименко, присутствовавший на встрече, выступил с предложением возобновить регулярное проведение конкурсов скрипичных мастеров, как это было до 2000 года. И в качестве исторической справки зачитал всем собравшимся некоторые события из небольшой брошюры 1913 года, которую он принёс с собой. В ней сообщалось о Втором конкурсе скрипичных мастеров, проходившем в том же году. Организован он был так называемым Обществом друзей музыки с целью испытания музыкальных инструментов российских скрипичных мастеров, и оценки качества их выполнения.

Якименко обратил внимание на то, что уже тогда при выставлении оценок ориентировались на два основных критерия: внешний вид – чистота и художественная отделка инструмента; и акустические свойства, в которых особо выделяли «тембр, силу звучности инструмента при Forte и Piano, ровность в регистрах и отзывчивость в пассажах». А также упомянул о том, что в конкурсе тогда участвовало 9 мастеров, среди которых такие легендарные на сегодняшний день фамилии, как Е.Ф. Витачек (Москва), Т.Ф. Подгорный (Москва), К. Седер (Петербург), Э.И. Трефнер (Петербург). Состав жюри из 24 человек возглавлял проф. Л.С. Ауэр.

Творческий союз мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов созданный Борисом Горшковым в 1994 году, призван развивать и совершенствовать отечественную школу мастеров и реставраторов музыкальных инструментов. Членами творческого союза являются свыше 200 мастеров по всей России.