Музыкальный мастер

В ФОКУСЕ

Юрий Почекин

Анатолий Леман

'Gemma'

Мастер

Анатолий Леман

Страна

Россия

Родился

1859 г.

Умер

1913 г.

Инструмент

скрипка

Год создания

1911

Наряду с Николаем Кителем, Анатолий Иванович Леман является важнейшей фигурой в истории русского скрипичного дела. Леман родился в 1859 году в Москве в семье потомственных дворян. Он получил прекрасное образование, которое позволило ему заниматься различными сферами интересов – он был военным инженером, писателем, практикующим стоматологом и, наконец, мастером по изготовлению скрипок.

В 1885 году Леман переехал в Санкт-Петербург. Он все больше интересовался струнными инструментами и в какой-то момент решил полностью посвятить себя искусству создания скрипичных музыкальных инструментов. Будучи самоучкой в этой сфере, он в течение последующих нескольких лет изучил принципы лакирования и акустики. На протяжении всей своей жизни он использовал собственные модели, никогда не копируя работы старых мастеров, и давал индивидуальные названия всем инструментам, которые создавал.

Самый значительный и интересный период деятельности Лемана начался после 1903 года, когда уже стал более опытным мастером. Его работы этого периода можно сравнить с лучшими итальянскими скрипичными мастерами того же времени. Он умер в Санкт-Петербурге в 1913 году, оставив после себя около 200 инструментов, включая скрипки, альты и виолончели, а также несколько смычков.

Форма и конструкция

Изготовленная в 1911 году и названная «Gemma», эта скрипка является прекрасным примером инструментов позднего периода Лемана. Она была сделана по внутренней колодке и имеет очень индивидуальную форму. Характерные черты и конструкция инструментов Лемана всегда зависели от акустики, а также от собственных эстетических предпочтений мастера.

Измерения талии скрипки сделаны с помощью штангенциркуля. Все остальные измерения производились с помощью рулетки.

Материалы
Верхняя дека сделана из цельного куска ели, которая, как Леман утверждал в одной из своих книг, пришла из итальянской древесины. Задняя дека сделана из двух кусков клена с красивым рисунком. Тот же кусок клена был использован для обечаек скрипки и её завитка. Все клоцы и контробечайки сделаны из ивы.

Эфы
Эфы инструментов Лемана во многом навеяны старыми кремонскими мастерами, демонстрируя исключительную точность резьбы, а также сбалансированную форму. Эфы данной скрипки имеют размер 74 мм.

Ус
Ширина уса составляет 1,2 мм, он состоит из трех полос одинаковой толщины. Черные полоски сделаны из черного дерева, а белая — из клена.

Завиток
Завиток показывает высокий уровень мастерства мастера, с точной симметрией между левой и правой сторонами. Колковая коробка относительно длинная, что придает скрипке общее ощущение гармонии.

Лак
Леман экспериментировал с различными лаками на протяжении всего творческого пути, отсюда и различия в лакировке, которые можно найти в его инструментах. Эта скрипка покрыта очень красивым и прозрачным желто-оранжевым лаком на масляной основе.

Этикетка
Печатная часть этикетки на русском языке гласит: «Анатолий Леман из Санкт-Петербурга, изготовлено в 1911 году». Рукописным почерком Лемана слева стоит имя «Gemma», а справа — сама его подпись. Ниже текст «Изготовлено для И.Н. Скаржинского».

Поделиться

 

События

Энциклопедия инструментов Антонио Страдивари — удивительная работа с лаковыми репродукциями инструментов в натуральную величину, в мельчайших деталях повторяющая внешний вид оригинальных скрипок и виолончелей мастера, вплоть до оттенков цвета.

Интервью

Скрипка работы Франческо Страдивари и Себастьяна Клоца, на которой играл сам Глинка, таинственная виола-баритон и даже виолончель Николая II — все они возрождены трудами Владимира Якименко, известного скрипичного мастера и вдохновенного музыканта.

События

«Наш музей — не просто выставка музыкальных инструментов. Это небольшой концертный зал, место для музыкальных вечеров, здесь хорошая акустика.»

Ремесло

В 1983 году скрипичных дел мастер Чжэн Цюань покинул родной Китай и отправился на север Италии, вооружившись минимальным знанием языка и максимальным желанием научиться изготовлять струнные инструменты по примеру великих итальянцев.