Музыкальный мастер

А не создать ли нам школу?

Как проходит обучение молодежи искусству скрипичного мастерства. Учебный процесс может длиться до десяти лет и основан на обязательном знании теории музыки. Для журнала The Strad Сиси Йе рассказывает о школах, методах и программах обучения в Китае.

Китай менее чем за 30 лет стал ведущим мировым производителем струнных музыкальных инструментов. На данный момент существует большое количество предприятий, расположенных в трех основных регионах страны, в которых производство скрипок поставлено на поток. Однако, в Китае также есть ряд независимых профессиональных мастеров, создающих высококачественные инструменты. Многие добились больших успехов на международных конкурсах. В недавнем прошлом единственным способом обучения были западные школы скрипичного искусства, но теперь в стране работают несколько школ и это дает возможность постигать ремесло, не выезжая зарубеж. Кроме того, многие из выпускников этих школ работают на крупных предприятиях, где они помогают поддерживать стандарты качества работы на достаточно высоком уровне. Располагая пятью основными действующими школами по изготовлению смычковых инструментов, Китай в настоящее время располагает, возможно, самым широким спектром направлений в обучении скрипичному искусству по сравнению с любой другой страной мира.

 

Вопреки распространенному мнению, основание первого в Китае учебного класса по изготовлению смычковых инструментов датируется 1951 годом, когда заместитель декана Тан Шучжэнь основал студию по изготовлению музыкальных инструментов в Шанхайской консерватории (SHCM). Тан обучался изготовлению музыкальных инструментов скрипичного семейства с 1930-х годов у западных мастеров, живших в то время в Китае. Он начал учить скрипичному делу профессиональных столяров. В дальнейшем это привело его к основанию студии, благодаря которой в итоге была выработана первая в Китае образовательная программа обучения по изготовлению смычковых музыкальных инструментов. Таким образом, Шанхайская консерватория определила тенденцию к тому, чтобы курсы скрипичных мастеров базировались в музыкальных учреждениях. Остальные четыре школы, выпускающие дипломированных специалистов и признанные Министерством образования Китая, базируются: в Пекинской центральной консерватории (CCOM), в Синхае, Шэньяне и Сычуани.

На этой карте представлены местоположения пяти консерваторий, обучающих изготовлению музыкальных инструментов

При создании консерваторской Студии по изготовлению музыкальных инструментов Тан руководствовался целью дать возможность китайцам играть на скрипках, сделанных ими же самими. Однако, теперь учебные программы по изготовлению музыкальных инструментов позволяют студентам использовать и консерваторские академические ресурсы, позволяя им развивать разные направления своей деятельности и способности. Помимо собственно производственников музыкальных инструментов, они также могут стать реставраторами, специалистами, исследователями или преподавателями. Одним из учеников Тана был Хуа Тьянренг, который впоследствии стал вице-президентом Шанхайской консерватории (SHCM), а также одним из самых известных музыкальных мастеров страны. А другая его ученица Сюэ Пэн сейчас занимает должность директора Департамента реставрации музыкальных инструментов.

«Мы всегда настаиваем на том, чтобы обучение проходило в небольших по численности классах», — говорит Сюэ, — и принимаем только двух студентов каждый год. Так мы можем быть уверены, что каждому студенту уделяется должное внимание во время учебы». Всего в Шанхайской консерватории 13 студентов и аспирантов, каждый из которых работает за своим верстаком. Все обязаны закупать древесину и материалы самостоятельно, но им также принадлежит и готовая продукция. Учебный курс длится семь лет и после его окончания, по словам Сюэ, большинство студентов в состоянии открыть свои собственные студии. Отчасти это является результатом низкого процента зачисления, а также потому что во время обучения студенты заводят знакомства с другими студентами, учащимися игре на струнных инструментах. У многих из них после окончания консерватории складываются взаимовыгодные отношения, как между клиентом и поставщиком сервисных услуг.

Преподаватель с ученицей изучают ее виолончель

Сюэ надеется, что в будущем Шанхайская консерватория сможет набирать старшеклассников школ, чтобы у них была возможность увеличить количество времени, затрачиваемого на изучение выбранного ремесла. Она считает, что это повысит общий уровень их навыков, прежде чем они начнут работать профессионально. Она также намерена расширить ассортимент услуг, предоставляемых Департаментом: «Мы планируем развивать специальности по ремонту и других музыкальных инструментов, например, духовых, чтобы удовлетворить разные потребности нашего общества. В настоящее время мы ведём только курсы по изготовлению и ремонту скрипок и фортепиано».

В Синхайской консерватории музыки (XHCM), которая долгое время оставалась единственной музыкальной консерваторией на Юге Китая, преподают скрипичное мастерство с 2017 года. Курс ведет Йи Инг из провинции Чжэцзян, которая в своё время училась вместе с Хуа Тяньренгом в Шанхайской консерватории. Позже она отправилась в Кремону в мастерскую к Джорджио Че. Она всегда мечтала вернуться в Китай, чтобы передать студентам то, чему она научилась. Однако, когда она приехала в Гуанчжоу, в городе не осталось и следа изготовления скрипок, она даже не смогла найти основных инструментов для работы. Несмотря на то, что в 1953 году здесь была основана скрипичная фабрика Hongmian, но к тому времени, как Йи вернулась обратно, всё внимание руководства сместилось на производство гитар, а центры производства скрипок переместились в северную и восточную части страны. Так что в студии по изготовлению скрипок Синхайской консерватории пришлось всё восстанавливать с нуля. «Не имея достаточных финансовых средств, я была вынуждена просить местных мастеров изготовить специальные инструменты для моих учеников, — вспоминает Йи. «Мне также пришлось самой переводить и редактировать все необходимые книги и учебные материалы».

В настоящее время Синхайская консерватория ежегодно принимает от четырех до шести студентов на курс по изготовлению скрипок. Большинство студентов приезжают из близлежащих провинций и городов. После окончания учебы многие предпочитают уехать за границу для дальнейшего обучения. По словам Йи, самая большая разница между образованием скрипичного мастерства здесь и в Кремоне заключается в том, что преподавание в Италии направлено больше на практику, а учебная программа более целевая.

Студентки Синхайской консерватории совместно работают над корпусом скрипки

Ученица Йи — Ван Тин готовится после окончания продолжить учебу в Кремоне. По ее словам, причина этого желания в том, что трудно понять, какие составляющие определяют первоклассную скрипку, поскольку в Китае редко выпадает возможность услышать и изучить высококачественные инструменты. «Обучение в Кремоне позволит мне увидеть лучшие скрипки в мире и научиться самым аутентичным приемам изготовления скрипок», — говорит она. «Кроме того, здесь я получила много навыков и знаний от разных людей, поэтому хочу оценить, чему же я научилась. Здорово учиться в том месте, которое конкретно связано с определенной традицией. Я считаю, что это поможет улучшить мои навыки и перейти на следующий уровень».

Осведомленность в обществе об искусстве изготовления скрипок как о профессии выбора, все еще относительно низка, поэтому учебные курсы необходимо продвигать по всему Китаю. «Если бы больше молодых мастеров обучалось локально в районах мест своего проживания, и их достижения признавались, эта профессия могла бы стать более модной для широкой публики», — говорит Йи.

Центральная консерватория Пекина (CCOM) основала свою учебную программу по изготовлению скрипок и получению научных степеней в 1989 году. В настоящее время она может гордиться тем, что в ней обучаются 49 студентов скрипичных мастеров, с которыми работают более 10 штатных преподавателей. Каждый год на курс набираются от 6 до 8 новых студентов. Поступление возможно с 15 лет, и курс может длиться 10 лет, если студент останется для обучения в аспирантуре. Консерватория предлагает три различных направления обучения: изготовление скрипки, изготовление смычка и реставрация. Отдельные учебные модули включают в себя: обслуживание скрипки; лакировка; акустика; черновой рисунок; история струнных инструментов; наука о древесине; игра на инструментах. Все студенты музыкальные мастера должны владеть струнным инструментом на достаточно высоком уровне, а на вступительном экзамене оценивается их способность делать головку скрипки, вырезать деку или что-то еще, связанное с ремеслом.

Студент Пекинской консерватории вырезает головку скрипки

Центр производства и исследования скрипок Пекинской консерватории предоставляет всем студентам древесину, необходимую им для изготовления своей скрипки. Все музыкальные инструменты собираются и остаются в коллекции консерватории. Как заявляет заместитель директора Гао Тунгун: «Эти инструменты являются дипломными работами студентов. Их не только демонстрируют в специальном выставочном пространстве Центра, на них играют преподаватели струнных инструментов, студенты и приглашенные артисты, желающие выступить со «звуком пекинской консерватории». В 2019 году скрипки использовались в финале конкурса по композиции, проведенный в честь заслуженного педагога по скрипке этой консерватории Лин Яодзи. Он был ярым сторонником инструментов китайского производства и коллекционировал их всю свою жизнь. Также в 2019 году на площади Тяньаньмэнь прошел концерт, посвященный 70-летию основания Китая. Оркестр играл на инструментах, изготовленных преподавателями и студентами Пекинской консерватории. Конечно, это имело огромное значение для всего учебного направления.

От средней школы до выпускного экзамена ученики должны не только изготовить семь скрипок, но и проходить обучение в школьных оркестрах, с камерными музыкантами и солистами, а также подготовить концерт на инструментах, сделанных своими руками. К тоже же от студентов требуется понимание музыкальной теории и гармонии, истории музыки. В аспирантуре студенты должны создать полный квартет инструментов, который потом будет использоваться на концерте струнного отделения.

Как правило, на каждом этапе процесса изготовления, студентов просят использовать самые простые ручные методы работы без какого-либо оборудования. Сюда, прежде всего, входит самый основной навык это заточка ножей. Ожидается, что благодаря такой модели обучения и философии у учащихся разовьется более правильное и нетребовательное мастерство в ремесле изготовления скрипичных инструментов. «В результате китайские студенты имеют более прочную основу необходимых навыков», — считает Гао. Центр также набирает учителей из разных стран, чтобы студенты могли изучать и постигать международные методики изготовления скрипичных музыкальных инструментов.

Недавно президент Пекинской консерватории Ю Фэн предложил идею о том, что готовая продукция, произведенная студентами, должна быть протестирована профессиональными музыкантами — потенциальными покупателями. Целью является создать первоклассный бренд скрипки, принадлежащий как самой Пекинской консерватории, так и Китаю в целом. «Последние несколько лет мы приглашаем студентов участвовать в музыкальных выставках», — объясняет Гао. «Мы открыли свой стенд, чтобы продемонстрировать достижения наших учеников перед более широкой аудиторией, а также создать лучшую платформу и для возможности трудоустройства учащихся до того, как они покинут школу».

«У нас учились студенты из Японии, Малайзии, Кореи, Алжира, Италии, а также районов Гонконга, Макао и Тайваня», — продолжает Гао. «Сейчас у нас есть студенты из Индонезии и Италии, в том числе внук мастера Джобатта Морасси. Такие страны, как Италия и Германия, уже много лет сохраняют свои прочные традиции скрипичного искусства и молодые мастера со всего мира едут туда учиться. Преимущество новой учебной программы по изготовлению смычковых музыкальных инструментов заключается в том, что мы можем обучать и подготавливать местные кадры, используя большое число международных ресурсов, чтобы помочь им исследовать собственные результаты звучания инструментов и на основе разных техник разработать более оптимальный способ реализации своих идей».

Некоторые из мастеров и учителей, принявших участие в интервью для этой статьи, выразили мнение, что изготовление высококачественных китайских скрипок все еще находится в зачаточном состоянии, в том смысле, что еще не сформировался определенный «китайский стиль». Если можно сказать, что большинство западных школ по изготовлению скрипок имеют ярко выраженные особенности, связанные с географическим местоположением, то большинство китайских студентов по-прежнему учатся у профессоров, которые обучались на Западе. Мы ожидаем, что в глобализированном мире, где доступно так много информации и знаний, китайские мастера будущего скоро откроют для себя узнаваемый «китайский голос».

По материалам: "The Strad"

Поделиться

 

События

Энциклопедия инструментов Антонио Страдивари — удивительная работа с лаковыми репродукциями инструментов в натуральную величину, в мельчайших деталях повторяющая внешний вид оригинальных скрипок и виолончелей мастера, вплоть до оттенков цвета.

Интервью

Скрипка работы Франческо Страдивари и Себастьяна Клоца, на которой играл сам Глинка, таинственная виола-баритон и даже виолончель Николая II — все они возрождены трудами Владимира Якименко, известного скрипичного мастера и вдохновенного музыканта.

События

«Наш музей — не просто выставка музыкальных инструментов. Это небольшой концертный зал, место для музыкальных вечеров, здесь хорошая акустика.»

Ремесло

В 1983 году скрипичных дел мастер Чжэн Цюань покинул родной Китай и отправился на север Италии, вооружившись минимальным знанием языка и максимальным желанием научиться изготовлять струнные инструменты по примеру великих итальянцев.