Музыкальный мастер

Двойное слепое прослушивание скрипок современных мастеров

Метод основан на научных исследованиях, которые проводятся уже на протяжении многих лет такими учеными, как Клаудиа Фриц (Claudia Fritz) – изучает акустику скрипки и психологию восприятия звука. Её недавние исследования проходили совместно с таким известным скрипичным мастером, как Джозеф Кёртин (Joseph Curtin) и другими учеными.

Суть метода заключается в том, что исполнитель в затемненных очках за ширмой проигрывает отрывки из разных произведений на скрипках современных мастеров. Звучание скрипок оценивают эксперты в зрительном зале, а также сам исполнитель. Метод позволяет дважды избежать субъективной оценки относительно акустических свойств инструмента – ни слушатели, ни сам музыкант не знают, какой именно инструмент звучит.

В экспертную группу вошли известные музыканты и педагоги:

  1. Михаил Гантварг – народный артист России, руководитель камерного ансамбля “Солисты Санкт-Петербурга”, председатель экспертной группы
  2. Аркадий Штейнлухт – заслуженный артист России, дирижер и руководитель симфонического оркестра Санкт-Петербургской консерватории
  3. Георгий Левинов – эксперт, уполномоченный Министерством культуры РФ
  4. Людмила Гуревич – кандидат искусствоведения, доцент кафедры скрипки и альта Санкт-Петербургской консерватории, заведующая струнным отделом Музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова
  5. Ольга Артюгина – музыкальный коллектив “musicAeterna”
  6. Юлия Баранова – педагог Санкт-Петербургской консерватории и Музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова
  7. Элина Друх – руководитель ансамбля скрипачей “Рапсодия”
  8. Владислав Песин – музыкальный коллектив “musicAeterna”.
  9. Алексей Людевиг – педагог Санкт-Петербургской консерватории и Музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова

Десятым экспертом стал сам исполнитель, в роли которого выступил Илья Козлов – солист заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, который переиграл на всех скрипках вслепую в темных очках на протяжении четырех часов с несколькими короткими перерывами, и удивил своей виртуозной игрой на совершенно незнакомых ему инструментах не только зрителей в зале, но и самих членов экспертной группы.

“Процесс очень живой, даже можно сказать – интригующий, потому что начинаешь с инструментом работать и он, вроде, вообще не работает, потом, раз – начинает работать ни с того, ни с сего.

Самое первое впечатление от инструмента начинается с его настройки. Насколько быстро это возможно сделать, насколько это удобно сделать.”

Известно, что человек способен удержать во внимании не более семи объектов, поэтому, когда необходимо оценить большое количество примерно одинаковых по своим характеристикам музыкальных инструментов, намного более удобным и достоверным способом является оценивать инструменты в паре, выделяя из двух наилучший.

Звучание скрипок определялось четырьмя параметрами:

— чистота звука
— полнота звучания (богатство звука)

— звучание наполняет зал
— звучание кажется приятным для слуха

У эксперта-солиста параметр “звучание наполняет зал” был заменен на “удобство в игре”.

Каждый из четырех параметров оценивался по трёхбалльной системе от 1 до 3, где:

1 балл – есть заметное отличие данного параметра у скрипки №1 от №2 или наоборот
2 балла – точно есть отличие
3 балла – отличие сильно выраженное и явно преобладает по сравнению с другой скрипкой в паре

Сначала предъявлялась одна скрипка, затем сразу после нее другая. После обыгрывания второй скрипки в каждой паре, эксперты вносили свои отметки в протокол исследования. В конце каждого тура подсчитывались баллы и скрипка, которая набрала большее количество баллов в паре, проходила в следующий тур.

Прослушивание проходило в концертном зале Шереметевского дворца – Музея музыки.

Михаил Гантварг - председатель экспертной группы

“Растропович говорил, что дайте мне современную виолончель и я на ней буду играть также абсолютно – никто не узнает, что я играю на современной виолончели. Но если я первое отделение буду играть на итальянской своей виолончели, а второе – на современной, тогда все узнают разницу.”

Всего в исследовании прослушивали 20 скрипок от 20 разных мастеров. За каждой скрипкой изначально был закреплен порядковый номер, под которым она числилась на экспозиции. Таким образом все номера были составлены в ряд и с помощью генератора случайных чисел был образован новый порядок номеров – так были определены пары инструментов. В таблицах, вместо номеров, приведены фамилии мастеров – авторов, стоящих за соответствующим номером скрипки. В первом туре прослушивались 10 пар скрипок.

Первый тур

После прослушивания четвертой пары (Бирюков В. – Якименко А.) эксперты почти единодушно сошлись во мнении, что ни одна из двух скрипок в этой паре не соответствует их ожиданиям, и они затрудняются выделить наилучшую.

Когда же дошли до последней 10 пары, возникла схожая ситуация, но только с точностью до наоборот – эксперты также почти единодушно определили, что обе скрипки в этой паре одинаково хороши. Тогда, в качестве исключения, экспертной группой было принято решение пропустить обе скрипки из последней пары в следующий тур, а в четвертой паре ни одной не отдавать предпочтения.  

Второй тур

Во второй тур вышли 10 скрипок, которые с помощью генератора случайных чисел были распределены по пяти парам.

Третий тур

После второго тура были отобраны 5 скрипок, которые составили две пары и одну скрипку без пары. Поэтому в третьем туре после прослушивания двух пар и отбора двух скрипок в четвертый тур, для последней пятой скрипки (Синельников А.) с помощью генератора случайных чисел – в данном случае монета – была подобрана пара среди двух, выбывших из третьего тура, скрипок.

Четвертый тур

В четвертом туре определились три финалиста. После прослушивания каждой из трех скрипок эксперты распределили места:

–  1 место присудили скрипке Евгения Терехова, г. Петрозаводск
–  2 место заняла скрипка Романа Наумова из Санкт-Петербурга
–  3 место – скрипка Сергея Шевченко из Ростова-на-Дону

Четвертое место разделили между собой Артём Синельников (Воронеж) и Александр Сурба (Минск).

Поделиться

 

События

Энциклопедия инструментов Антонио Страдивари — удивительная работа с лаковыми репродукциями инструментов в натуральную величину, в мельчайших деталях повторяющая внешний вид оригинальных скрипок и виолончелей мастера, вплоть до оттенков цвета.

Интервью

Скрипка работы Франческо Страдивари и Себастьяна Клоца, на которой играл сам Глинка, таинственная виола-баритон и даже виолончель Николая II — все они возрождены трудами Владимира Якименко, известного скрипичного мастера и вдохновенного музыканта.

Ремесло

В 1983 году скрипичных дел мастер Чжэн Цюань покинул родной Китай и отправился на север Италии, вооружившись минимальным знанием языка и максимальным желанием научиться изготовлять струнные инструменты по примеру великих итальянцев.