Владимир Калашников о секретах ремесла и сложности подготовки музыкальных мастеров

В рамках нацпроекта «Культура» в четырех регионах России появятся культурные кластеры. В трех из них – Владивостоке, Калининграде и Кемерове — откроются филиалы Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (ЦМШ). Отбор учащихся туда уже прошел, первые занятия начнутся в сентябре. Но помимо талантливых детей и преподавателей, школы нуждаются в мастерах редкой профессии — настройщиках музыкальных инструментов. Их тоже предстоит обучить, ведь в регионах такие специалисты в настоящем дефиците.

Оснащение школ искусств новыми музыкальными инструментами в рамках нацпроекта идет полным ходом, но мало кто задумывается о том, кто будет их обслуживать — чинить и настраивать. Ведь в процессе образования инструменты подвергаются ежедневным нагрузкам: занятия с педагогами, зачеты, экзамены, репетиции, концерты, многочасовая самостоятельная работа.

Если в столичных городах потребности музыкальных коллективов и учебных учреждений покрывают опытные специалисты и мастерские, то в регионах ощущается острая нехватка кадров.

«Настройщиков всегда было немного, потому что это связано с огромным количеством знаний, должны быть учителя, а у нас их тоже мало. Спрос рождает предложение, но вырастить мастера — это десятки лет, чтобы был опытный человек. Вот я работаю 42 года. Можно подготовить человека за год-два, он будет хорошим ремесленником, все остальное придет с опытом, естественно, но для этого их надо готовить. Как-то никто особо этим не занимался. Сейчас пошла волна, начали обучаться ребята. Это как-то исторически было, даже когда я учился. В конце 1978 года я к этому пришел, в 13 лет. Уже тогда это было дефицитом», — вспоминает Калашников.

Пока подготовка настройщиков будет происходить только на базе ЦМШ — в будущих филиалах школы, которые строятся в рамках нацпроекта. Однако долгосрочные перспективы — решить проблему в регионах в целом.

«Централизованной школы у нас пока нет, но на базе ЦМШ мы будем готовить людей для конкретных регионов, потому что в Москве и Петербурге мастера есть, их хватает. Это понятно, большие мегаполисы, здесь много музыкантов. Если меня сейчас, скажем, посадить в Саратов, то я там за неделю всем все починю и дальше мне будет скучно. Наша задача — посадить человека на регион. К нему будут приезжать. Сейчас к нам привозят инструменты со всей России, включая Владивосток. Людям приходится летать, чтобы привести в порядок инструмент. Очень большой поток из регионов», — объясняет Калашников.

Как показали собеседования, перспективные мастера в регионах есть. Уже отобраны первые кандидаты: двое в Кемерове и один в Калининграде. Во Владивосток приглашена опытный мастер из Уфы, прошедшая стажировку в Москве у Владимира Калашникова. Большинство кандидатов на обучение по клавишным и духовым инструментам тоже уже отобраны. Дело за малым — научить.

«Есть на местах люди, которые что-то делают, но банально не хватает знаний. Мы как раз сейчас ездили по регионам, смотрели мастеров. Они есть, и они готовы работать, им нравится, они уже что-то делают. Мы смотрим тех, кто что-то уже умеет делать руками. Здесь важно, во-первых, желание, потому что профессия непростая. Во-вторых, чтобы не учить человека держать напильник, это делают все-таки в 10-15 лет в школе. В нашей области держать напильник надо уже виртуозно», — поясняет Калашников.

Мастеров по смычковому отделению Владимир Калашников станет готовить сам. Обучение будет проходить в форме стажировок в Москве и мастер-классов на местах.

«Мы с ребятами пообщались, им просто не хватает знаний. Условно, какие-то операции они делают наждачной бумагой, а это делается одним движением ножа, но это надо знать. Ты либо будешь 10 лет к этому идти, либо тебе это показали — и все понятно. Нужно, чтобы к открытию филиалов они что-то умели — будут закуплены инструменты, которые надо обслуживать, а дальше, как только запустится вся махина, они будут ездить сюда на стажировку. Здесь мне их проще учить, потому что куча оборудования, куча нюансов, которые у них сразу не появятся. У нас огромное количество штучного инструментария. Не то что какие-то миллионы стоит, но просто какой-нибудь нож — он из такой стали, что его надо под свою руку заточить, и больше он никому в руку не дается», — говорит мастер.

Обращаться с инструментами — лишь малая часть того, что предстоит освоить кандидатам. Их ждет большой пласт теоретических знаний.

«Теории много: сопромат (сопротивление материалов — прим. ред.), физика, химия, акустика, знание свойств материалов, техника безопасности обязательно. Потому что можно там так поработать, что потом тебя зашивать будут. Это известно, что, когда человек учится, он берет нож в правую руку и режет по левой. Это обязательно в начале обучения. Профессионалы режутся крайне редко, но уже от души, потому что рука уверенная», — поясняет Калашников.

Помимо теоретических и практических сложностей, настройщикам необходимо учитывать и такие непредсказуемые вещи, как погода и климат.

«Владивосток и Калининград — очень сложные регионы, туда надо сажать опытных мастеров. Почему? Море! Это высокая влажность, сложные климатические условия, это тоненькое дерево, которое страдает под нагрузкой. Даже в Москве меняется погода, и к нам сразу пошел поток. Это очень тонкая штука на самом деле. Когда рядом море, это катастрофа. У нас кто-нибудь едет на лето в Сочи на два месяца и потом гарантированно идет к мастеру — все разъехалось, расползлось», — говорит мастер.

Когда кандидаты получат необходимую квалификацию, они будут приняты на работу в филиалы ЦМШ. Как такового экзамена не предусмотрено, но мастерам предстоит показать свои навыки в деле.

«Можно дать человеку выпилить подставку и подогнать под инструмент. Опытный мастер это делает минут за 40, неопытный убивается недели две. Но это просто изготовить и поставить, а дальше начнутся ситуации, когда приходит музыкант и говорит: «У меня что-то не звучит» или «Что-то сипит инструмент». И тут нужен бешеный анализ огромного пласта информации, почему может «сипеть». Должен быть слух и уверенность в том, что ты прав, потому как мало ли что у музыканта в голове, ты должен быть уверен, что инструмент в порядке, а не музыканту что-то слышится», — уверен Калашников.

Настройщики сами в массе своей музыканты. Как шутит Владимир Калашников, даже если посадить оркестр на необитаемый остров, в коллективе рано или поздно появится настройщик. Однако мастер всегда на стороне инструмента, даже если это расходится с мнением его владельца.

«Мастер должен уметь играть. Это как отдать машину мастеру, который никогда не сидел за рулем. Вы просто не договоритесь. У меня это довольно часто бывает, когда приходит музыкант, и я понимаю, что это у него в голове проблема, а не в инструменте. Моя задача — сохранить инструмент. То есть, конечно, я должен создать исполнителю максимальные условия, но если они идут вразрез с жизнью и сохранностью инструмента, я буду на стороне инструмента», — говорит Калашников.

Хотя больше к отношениям между настройщиком и инструментом подходит метафора врача и пациента, а не автомастерской. Инструменту, как и человеку, нужны регулярные профилактические осмотры.

«Если все хорошо, то как к зубному — раз в год показаться. А дальше миллион факторов: если прыгает погода, как сейчас в Москве, это беда. Люди могут приходить раз в две-три недели: то одно поехало, то другое, то инструмент влаги набрал и звук запнулся, то где-то расползлось по швам, у нас же клей на водной основе специально, чтобы инструмент подлежал реставрации», — поясняет мастер.

Обучение творческих кадров — одно из приоритетных направлений нацпроекта «Культура». По поручению Президента России, в регионах России будут построены филиалы ЦМШ: «Приморский» — во Владивостоке, «Балтийский» — в Калининграде, «Сибирский» — в Кемерове. Учебный год в филиалах «Балтийский» и «Сибирский» начнется 1 сентября 2019 года, в филиале «Приморский» — 1 октября 2019 года. Учреждения войдут в состав культурных кластеров, которые к 2024 году будут созданы во Владивостоке, Калининграде, Севастополе и Кемерове благодаря нацпроекту «Культура».

По материалам интернет издания Будущее России