Михаил Гантварг о международном скрипичном фестивале «Ауэр. Наследие»

 

 

 

 

 

Художественный руководитель фестиваля Михаил Гантварг рассказал интернет изданию muzklondike.ru о главной идее мероприятия и о том, что такое школа Ауэра в интернациональном масштабе.

— Школу Леопольда Ауэра можно считать международной, так как скрипач преподавал во многих странах мира. Несмотря на расстояния, которые их разделяют, существует ли отличительная черта «ауэровцев»?

— Не существует, потому что школа – это явление, которое развивается. У истоков присутствовал Леопольд Семенович Ауэр. Заданы определенные стандарты, но дальше идет движение, все время появляются новые черты, и это самое главное, это дает продолжение течению ауэровской школы.

— В рамках фестиваля проходил конкурс скрипачей. Кого бы вы хотели отметить из участников?

— Финальная четверка скрипачей, безусловно, вызвала интерес жюри. Я надеюсь, что и публика наш выбор оценила. Уровень участников был очень высокий уже на первом туре, что меня искренне порадовало. Я сижу в жюри многих конкурсов, обычно первый тур — это абсолютно разношерстная команда, у нас такого не произошло, уровень действительно оказался достойным.

— Скажите, в чем все-таки особенность школы Ауэра?

— Идеология нашей школы в целом схожа с другими. Мы ставим во главу угла высокий профессионализм, оснащенность скрипача, но при этом  требуем глубокого проникновения в авторский замысел и абсолютно точного соблюдения текста, точности исполнения. Любая школа, которую мы бы ни вспоминали, всегда имеет одинаковые постулаты. Но, несмотря на это, мы знаем совершенно точно, что мы потомки Ауэра. Мы его любим, ценим и уважаем.

— Можете ли вы подвести итоги фестиваля. Что удалось, над чем еще надо поработать?

— Фестиваль получился интересный. Форма, в которой он проходил, — это концерты членов жюри, мастер-классы Давида Грималя, Кристофа Барати, Дмитрия Махтина, кстати, совершенно бесплатные, что редкость в нынешних условиях, было много живого общения разных поколений. И еще я должен выразить признательность Комитету по культуре города Санкт-Петербурга, который поддержал проведение этого праздника скрипки.

— Я должен задать тот вопрос, который интересует молодых музыкантов: чем, помимо профессионализма, надо обладать музыканту, чтобы построить карьеру?

— Во-первых, — это трудолюбие, безусловно, талант, хорошие нервы и удача. Без удачи редко что-то получается. Чуть-чуть где-то должно повезти. И когда все эти компоненты складываются, тогда и карьера получается. Бывают моменты, когда музыкант думает, что он находится в прекрасной форме, в это время есть опасность быстро съехать вниз. А крушение вниз — это конец.

— Как вам кажется, в чем различие нынешних студентов и студентов того времени, когда учились вы?

— Нынешнее время значительно коммуникативнее. Быстрее темпы усваивания, информация доступна. Студент может нажать нужную кнопку и послушать любого скрипача мира, не выходя из комнаты, в наше время это было невозможно. Мы договаривались, чтобы нам оставляли виниловые диски. Мы были все время в плену издателей, выпускающих пластинки.

— Только ли в информации дело?

— Я думаю, что жизнь стала немного другая. Мы могли заниматься шесть часов, и нас ничто не отвлекало. В крайнем случае, мы могли прозевать закрытие магазина и остаться без ужина, например, а сейчас количество информации, которую студент впитывает – зашкаливающее. Студент может сказать: Давид Ойстрах играл так, Виктор Третьяков так, Яша Хейфец так. Но, с другой стороны, и нам, педагогам, не дают расслабиться, мы все время должны быть в тонусе.

— Какие, на ваш взгляд, тенденции у современных исполнителей? Идете ли вы на поводу у ваших студентов, подстраиваетесь под их запросы или даете ровно то, что было вам передано вашими преподавателями?

— Никогда не иду на поводу. Выслушиваю то, что они хотят предложить, задаю вопросы, логически разбиваю ИЛИ РАЗВИВАЮ ??? УТОЧНИТЕ идею. Иногда я позволяю им самим убедиться – то,  что дали нам наши педагоги, опробовано на всех концертных площадках. И если мы говорим, что это так, то мы знаем почему. Я же и сам играющий скрипач, и сделал прекрасную карьеру, которая продолжается до сегодняшнего дня, несмотря на то, что мне уже достаточно много лет. Я могу с уверенностью сказать, что все проверил на большой эстраде сам. И когда я что-либо предлагаю студенту, он редко может что-то сказать в противовес. Тем не менее, я всегда отношусь трепетно к тому, что хотят сказать студенты, и затем начинаю потихоньку их поворачивать в нужную сторону. К третьему курсу они обычно уже понимают, что если им говорят, не стоит это обсуждать, стоит просто делать.

— Какое развитие ждет фестиваль, и что вы можете пожелать участникам и победителям конкурса?  

— Конкурсантам я желаю, чтобы их имена звучали, а что касается будущего фестиваля — нашему городу он необходим. Возможно, внутри фестиваля конкурс не стоит проводить каждый год, но сам момент, когда приезжают лучшие европейские профессора, происходит отбор участников, мы слушаем талантливую молодежь – должен стать прекрасной традицией.