Главный скрипичный мастер Китая

В итальянском городе Кремона вот уже не одно столетие оттачивают свое мастерство скрипичные мастера, следуя примеру Амати, Страдивари и Гварнери.

В 1983 году скрипичных дел мастер Чжэн Цюань покинул родной Китай и отправился на север Италии, вооружившись минимальным знанием языка и максимальным желанием научиться изготовлять струнные инструменты по примеру великих итальянцев.

С тех пор прошло более 30 лет. Теперь профессор Чжэн Цюань — знаменитый на весь мир скрипичный мастер.

В интервью gbtimes Чжэн рассказал о том, как постигал секреты скрипичного дела в Италии (которую он называет своим вторым домом), и тех трудностях, с какими ему пришлось столкнуться на пути к идеальной скрипке.

Профессор также пролил свет на то, как со временем в мире менялась репутация скрипок “Made in China”, и о том, какие восточные черты приобрел этот западный инструмент.

Кремона: печали и радости

Италия по праву считается лучшим местом на свете для тех, кто хочет постичь мастерство изготовления струнных инструментов.

«Я довольно долго изучал мастерство изготовления скрипок в Китае, но понимал, что этого опыта недостаточно. Мне хотелось получить знания от ведущих мировых экспертов», говорит профессор о решении, связанном с переездом в 1983 году.

Чжэн стал первым представителем Китая, кто приехал в Кремону для обучения скрипичному делу. Ему не с кем было поговорить на родном языке, а итальянским он владел на уровне 4-месячных языковых курсов.

«В тот момент в Кремоне я был единственным представителем Китая. Все лекции читались на итальянском языке. Конечно, мне было нелегко», — вспоминает Чжэн.

К проблемам языкового барьера добавлялись финансовые трудности. «У моей семьи было очень мало денег. К тому же, вывоз иностранной валюты из страны был воспрещен. Мне приходилось жить на скудное пособие, — говорит Чжэн. — Однако, к счастью, мне помогали мои итальянские друзья. И в плане языка, и финансово».

Ломая стереотипы

По словам профессора Чжэна, за последние 25 лет мировая индустрия изготовления музыкальных инструментов претерпела большие изменения. Изменилась и репутация скрипок работы китайских мастеров.

«Китайские мастера всегда славились ручной работой. С тех пор как в 1978 году Китай открылся миру и начались реформы, контакты и обмен опытом с иностранными коллегами возросли. Я убежден, что китайских мастеров ждут большие достижения на этом пути».

По словам Чжэна, закрытость Китая в прошлом привела к тому, что китайские скрипичные мастера практически ничего не знали о том, что делают их иностранные коллеги. Чжэн не очень доволен тем, что Китай пошел по пути массового производства скрипок, который практикуется, например, в Германии.

«Надо сказать, что история изготовления скрипок в Китае по-настоящему началась только тогда, когда я познакомил китайских мастеров с опытом работы их итальянских коллег, то есть по завершении моей учебы в Италии, — рассказывает Чжэн. — Так что наша история скрипичного дела насчитывает всего 30-40 лет. В этом плане мы значительно отстаем от европейского мира».

Восточная нотка

За годы обучения в Италии профессор Чжан впитал в себя опыт европейских мастеров. Но есть ли в процессе изготовления скрипок место элементам восточной культуры?

«Восточная культура включает в себя очень много аспектов, — начинает Чжэн. — Что же касается художественного выражения, то восточным традициям свойственна имплицитность, а не эксплицитность. Это значит, что истинные намерения не должны быть выражены напрямую».

Чжэн приводит аналогию с китайским садом, который всегда организован таким образом, чтобы открываться взгляду человека не «весь сразу», а постепенно, с каждым новым шагом.

«Скрипка может выглядеть очень просто. Однако, чем больше и дольше ты на нее смотришь, тем более глубоко ты проникаешь в ее устройство и тот скрытый смысл, который был заложен мастером в каждую деталь. История скрипки насчитывает уже 400-500 лет, но инструмент сумел сохранить свой простой и в высшей степени выразительный характер».

Впрочем, по словам Чжэна, это отнюдь не означает, что китайские мастера не должны придавать инструментам свои уникальные характеристики. Как раз, напротив.

«Нам нужно разработать собственный стиль с добавлением изысканных, некричащих и неявных характеристик. Это и будет воплощением восточной философии», — уверен мастер.

Ручная работа на вес золота

По мнению профессора Чжэна, Италия — прекрасный пример с точки зрения процесса производства скрипок.

«На сегодняшний день в Италии нет ни одной фабрики по производству скрипок. Каждый изготовляемый здесь инструмент — это ручная работа. Это не массовое производство, а творческий процесс», — объясняет Чжэн.

Эксперт рассказывает, что в этой неторопливой и творческой атмосфере на свет появляется не больше 10 скрипок ежегодно. Каждая из них — произведение искусства.

«Мы часто говорим, что инструмент похож на того, кто его сделал. Только те, кто имеют глубокие знания о скрипичном деле в частности и культуре Западной Европы в целом, могут изготовить скрипку, которая будет отличаться высокой художественной ценностью. Как раз этого и не хватает китайской скрипичной индустрии», — утверждает эксперт.

Ожидается, что в ближайшие несколько лет китайский скрипичный рынок будет бурно развиваться. Дело в том, что все больше жителей Поднебесной хотят обучаться игре на скрипке. Эта «скрипичная мода» зародилась в крупных городах, однако сейчас интерес к скрипке проявляют и жители более удаленных районов.

«В Китае наблюдается огромный спрос на качественные инструменты. А вот мировая индустрия производства скрипок переживает спад. Настоящих мастеров, которые посвящают всю свою жизнь скрипичному делу, становится все меньше», — заключает Чжэн Цюань.

Тяжело в учении...

Сейчас профессор Чжэн Цюань с большим энтузиазмом передает свои знания и умения китайским студентам.

«Я убежден, что педагог должен быть строгим. В нашей классной комнате висит табличка с надписью "будь скрупулезным". Это наш девиз. В процессе изготовления скрипок, да и в любом деле, я призываю своих студентов обращать внимание на детали и тщательно подходить к работе. Мы должны быть по-хорошему дотошными на каждой стадии создания инструмента», — признается Чжэн.

Профессор гордится тем, что его выпускники отличаются основательным подходом к своему делу. Многие бывшие студенты благодарят мастера за то, что он помог им воспитать в себе черты характера, которые помогают им в работе, в том числе и за рубежом.

С тех пор как Чжэн Цюань вернулся в Китай после плодотворной учебы в Италии, прошло почти три десятилетия. За это время он обучил более 100 студентов.

«Мои бывшие студенты работают сейчас по всему миру, а некоторые преподают в музыкальных консерваториях в разных городах Китая. Мои студенты трудолюбивые и одаренные. Многие из них удостоены международных наград».

Спрос рождает предложение

В Китае спрос на скрипки растет год от года. Успехи китайских скрипачей на мировой музыкальной арене побудили и рядовых жителей страны обратить внимание на занятие музыкой. Китайские родители все чаще отдают своих детей на обучение по классу скрипки, надеясь, что из них может вырасти второй Сюе Вэй или вторая Ван Чжицзюн.

Конечно, спрос на музыкальные инструменты рождает спрос не только на педагогов, которые могли бы научить играть на инструменте, но и на специалистов, которые эти музыкальные инструменты могли бы изготовить.

«Нами была разработана специальная образовательная система, — объясняет Чжэн. — Она рассчитана на 10 лет: первые три года в средней школе при Центральной музыкальной консерватории, затем четыре года обучения в университете и еще три года в аспирантуре. В 2013 году мы начали специализацию по трем направлениям: изготовление скрипок, реставрация старинных скрипок и изготовление смычков».

Вот такое непростое обучение проходят китайские мастера на пути к созданию идеальной скрипки.

Гордость Италии и Китая

Чжэн Цюань уверен, что искусство изготовления скрипок — это в первую очередь европейская традиция. Именно поэтому китайским мастерам нужно многому учиться у западных коллег. Главным образом, у итальянцев.

«Мы провели в Китае уже несколько выставок скрипок работы итальянских мастеров. Не стоит забывать и о ежегодной выставке музыкальных инструментов в Шанхае. Каждый год ее посещает немало итальянских производителей. Я лично являюсь членом жюри музыкальных конкурсов, проходящих в Италии», — поясняет Чжэн.

В 1990 году Чжэн Цюань стал одним из лауреатов Международного конкурса имени Чайковского в Москве. Тогда учитель Чжэна прославленный скрипичный мастер Джио Батта Морасси сказал: «Чжэн Цюань — гордость и китайского, и итальянского народов».

Чжэн Цюань стал первым представителем Китая в итальянской Кремоне в середине 1980-х годов. И кажется, что с тех пор поток желающих приобщиться к опыту великих итальянцев не уменьшается.

«Многие мои ученики проходят стажировку в Италии, — объясняет Чжэн. — Так что культурный обмен между двумя странами не только не иссякает, но и набирает обороты. У каждой страны есть свои отличительные черты в изготовлении скрипок, а значит, нам просто необходимо обмениваться опытом. Я убежден, что итальянцы — лучшие в скрипичном деле. Я до сих пор считаю себя их скромным учеником».

Помните, Пушкин получил в дар от Жуковского портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? Кто знает, быть может, когда-нибудь эта ситуация повторится и между учителем-Италией и учеником-Китаем.