Десять ведущих неклассических исполнителей на струнных инструментах — от джаза и блюграсса до рока и цыганского джаза — рассказали изданию The Strad о любимых технологиях, которые они используют в своей работе, включая педали, луперы, усилители, звукосниматели и многое другое. Американский скрипач, объединяющий в своем творчестве разные жанры, Кейси Дриссен возглавляет список, подробно объясняя свою собственную электроустановку.
Все началось с моей скрипки – она пятиструнная, сделанная Джоном Силаковски в 2000 году, на которой я играю уже почти 25 лет. Я использую микрофон-клипсу DPA 4099 (dpamicrophones.com) и звукосниматель Schertler DYN-V-P48 (schertler.com). Звукосниматель сначала проходит через предусилитель Schertler Yellow Single, а затем объединяется с микрофонным сигналом в инструменте Grace Design FELiX2 blender (gracedesign.com). Это двухканальный микшер, который позволяет мне смешивать звукосниматель и микрофон, настраивать эквалайзер и выбирать уровни для каждого из них, которые я меняю в зависимости от разных ситуаций. Например, когда я закольцовываю фразу, микрофон может улавливать фоновые звуки, которые портят эффект, поэтому, если я нахожусь на улице в ветреную погоду или в шумном клубе, я буду нажимать на микрофон слабее, а на звукосниматель сильнее. Микрофон при этом дает мне возможность использовать мой голос для добавления в петлю, будь то дыхание, вокальные звуки или пение гармонической партии.
Звукосниматель Schertler DYN-V-P48
Инструмент Grace FELiX2 blender также позволяет мне регулировать фазу микрофона и звукоснимателя. Несмотря на то, что они находятся прямо рядом друг с другом на скрипке, сигналы не достигают блендера в одно и то же время, поэтому вы можете получить то, что я называю несколько пустым звуком. Регулировка фазы позволяет вам настраивать формы волн, чтобы привести их в фазу, и затем звук становится сфокусированным.
Затем сигнал поступает в компрессор Origin Effects Cali76 Compact Deluxe (origineffects.com), который немного выравнивает ситуацию — он контролирует динамику, особенно когда я создаю басовые эффекты или ударные звуки от корпуса моей скрипки с помощью звукоснимателя, который более стабилен для этих текстур; оттуда он поступает в Fulltone GT-500 (fullroneusa.com) для диапазона от легкого драйва до сильного искажения; и затем сигнал поступает на педаль мультиэффектов Eventide H9 (eventideaudio.com) с переключателем темпа MXR Tap (jimdunlop.com). Наконец, у меня есть педаль Lehle Mono Volume (lehle.com), которая позволяет регулировать уровень звука создаваемых мною партий, а также настраиваться между песнями.
Это то, что я называю своей звуковой панелью. Я использую две разные педальные панели (педалборды) — эту поменьше и большую, которая по сути является моей панелью эффектов. Через меньшую панель идет звучание инструмента, каким оно есть. Если я играю концерт в стиле американа или что-то, что не требует большого набора эффектов, то я просто беру с собой маленькую панель – с ней в любом случае можно подключиться и использовать один или два эффекта. Я использую стереосистему, потому что при закольцовывании она позволяет создать более широкое распространение звука и разграничение между партиями. С «моно» же – всё собирается в центре.
Компрессор Origin Effects Cali76 (слева) и педаль мультиэффектов Eventide H9 (справа)
На моей большой основной панели эффектов вообще много разных педалей. Есть аналоговая Moog MF-108M Cluster Flux (moogmusic.com); с ее помощью я могу создавать множество интересных звуков модуляционного типа, даже настраивая параметры ногой с помощью педали экспрессии. Все мои эффекты, связанные с высотой тона, исходят от Eventide PitchFactor; у нее также есть педаль экспрессии для изменений в реальном времени. С ее помощью я могу создавать такие эффекты, как басовые звуки, параллельные октавы или гармонии: например, я могу настроить ее на воспроизведение в чистых квартах или в диатонических четырехчастных гармониях в определенной тональности или даже на что-то более диссонирующее, например, на полтона вверх и кварту вниз. Мне очень нравится эта педаль, она является предшественницей педали Eventide H9 на моей меньшей панели. H9 — это обновленная версия, которая объединяет все эффекты педали Eventide Factor в одном устройстве, но для работы требуется iPad или другой интерфейс Bluetooth, поэтому управление не такое быстрое и им сложнее манипулировать вживую.
Моя педаль реверберации — TC Electronic Hall of Fame 2 (tcelectronic.com). Я осторожничаю с количеством реверберации, которое использую, но это очень полезный эффект. Для меня это возможность создавать тоны, которые контрастируют друг с другом, когда я накладываю слои, а также создавать разную атмосферу в зависимости от типа пьесы, которую я играю. Затем я создаю все эхо и дилей с помощью Eventide TimeFactor в сочетании с темпом нажатия. Мозг всего этого — мой лупер Boomerang III Phrase Sampler (boomeranglooper.com), с тремя независимыми дорожками, множеством вариантов аранжировки и даже возможностью затухания. Затем звук возвращается через GraceFELiX2 на мою меньшую панель, откуда я могу отправить его на микшерный пульт, усилители и наушники.
Педаль реверберации TC Electronic Hall of Fame 2
Я не очень часто меняю педали — когда я привыкаю к чему-то, мне нравится придерживаться этого. Я потратил много времени, практикуясь с педалями, так что они действительно кажутся продолжением моего инструмента. Я знаю, какие творческие возможности они мне могут предоставить, и в случаях живого выступления я могу ими пользоваться довольно быстро, получая те типы звуков, которые мне нужны.
Однако я недавно приобрел педаль Hologram Electronics Microcosm (hologramelectronics.com), с которой я экспериментирую. Она создает очень классные гранулярные звуки и текстуры, и у нее также есть лупер. Моя проблема — найти для нее место — я мог бы купить большую плату, конечно, но мне нужно где-то провести черту, особенно когда я путешествую и летаю.
Первую деталь в своем электромузыкальном наборе для начинающего я бы посоветовал педаль дилей. Большинство педалей дилей также могут создавать петлю (loop), потому что петля по сути является задержкой или эхом звука, который вы только что создали. Такой цикл довольно интересно использовать, потому что он мгновенный — вы получаете то, что только что сыграли — и он также может быть музыкальным инструментом – например, вы можете создать ритмическую основу, просто используя дилей.
«Я потратил много времени, практикуясь с педалями, так что они действительно кажутся продолжением моего инструмента»
Совсем недавно я запустил свой фестиваль Blue Ridge Fiddle Camp в Северной Каролине (blueridgefiddlecamp.com), который впервые прошел в августе этого года, где музыканты смогли попробовать разные виды циклического воспроизведения звука и эффектов в нашей технологической лаборатории, поэкспериментировали с педальными панелями. Участники также занимались исследованием различных эклектичных стилей и изучением ритма.
И последняя, но не менее важная деталь — моя пятиструнная электроскрипка NS Design CR5 (thinkns.com). Она мне очень нравится за её вес и баланс, а также за один такой нюанс, что у нее есть верхний боковой кронштейн, имитирующий левое верхнее плечо в традиционной форме скрипки, в качестве привычной точки опоры. Для определенных случаев, таких как использование октавной педали для создания басовых звуков или при игре в группе, где громкость на сцене выше, а также при создании искажений и перегрузов – эта скрипка более подходящая, чем моя акустическая, и еще мне нравится переключатель пиццикато. Я предпочитаю относиться к моей акустической скрипке, как к разодетой для оперы, а к электрической — заточенной для клуба!
Относительно молодая традиция джазовой скрипки дает большую свободу и пространство для исследования новых возможностей. Использование технологий – от электроскрипок до множества педалей эффектов – вдохновило меня расширить границы моего музыкального самовыражения.
В дополнение к моей акустической скрипке я использую Yamaha YEV и Yamaha Silent Violin (yamaha.com). С акустической скрипкой некоторые педали могут работать не так эффективно, но есть инструмент для любой ситуации, работаю ли я с джаз-бендом, рок, поп-музыкой или оркестром – в каждом случае есть свой ряд проблем с подходящей педалью и настройкой. Скрипки Yamaha Electric открыли область, куда акустическая скрипка не может добраться, предлагая более широкий спектр эффектов и позволяя мне использовать педали, изначально разработанные для гитар или клавишных. Поскольку внутри бриджа находится несколько микрофонов, отзывчивость инструмента становится более резкой и педали можно использовать в полной мере. Я также могу включать перкуссию в свои лупы, постукивая по скрипке, не ограничивая себя, как в случае с акустической скрипкой.
«Использование технологий вдохновило меня расширить границы моего музыкального самовыражения»
Звукосниматель Schertler Stat V (schertler.com) стал настоящим открытием для моих выступлений, улавливая естественную акустику скрипки и не жертвуя качеством. Он полностью изолирован от окружающей среды и улавливает только звук скрипки. Это гарантирует отсутствие помех от других инструментов вокруг, в отличие от того, что можно было бы испытать с помощью конденсаторного микрофона с клипсой. Еще одним аспектом Stat V является его легкий вес, который привносит минимальные изменения в ощущения от вашего инструмента. С тех пор, как его 15 лет назад установили на моей скрипке, это просто изменило для меня всё и предоставило мне идеальный баланс между теплыми, органическими тонами скрипки и необходимым усилением звука для живых выступлений.
Звукосниматель Schertler Stat V
Инструмент Boss RC-3 Loop Station (boss.info) помог мне создавать музыку на сцене. Он позволяет мне накладывать партии скрипки в реальном времени и создавать сложные, текстурированные композиции. Этот лупер незаменим для моих сольных выступлений, предлагая широкий спектр возможностей для аранжировки и импровизации.
Педаль дилей Electro-Harmonix Canyon
Педаль дилей Electro-Harmonix Canyon (ehx.com) добавляет атмосферную изюминку к моему звуку. Ее возможности аналогового дилея создают разнообразные эхо, которые усиливают тембр скрипки. Функциональность педали в вопросе регулировки времени задержки и управления обратной связью сделала этот прибор необходимым для создания своего рода мистической плотности в звучании и от этого появились новые идеи для импровизации.
Мне подарили электроскрипку Zeta Strados (zetaviolins.com), гриф которой был инкрустирован рисунком моей дочери Люси – в виде бегущего скрипача. Чтобы придать ей то звучание, которое хотел бы услышать от нее вживую, я добавил некоторые педали, которые установил на стойку. Во-первых, это шестиполосный эквалайзер MXR (jimdunlop.com) для настройки основного звука. Он убирает некоторые частоты, которые мне не нравятся, но это также зависит от места проведения. Далее идет ножная педаль Whammy (digitech.com) – она добавляет гармонии в заранее составленные мелодические партии, а иногда и в импровизированные фрагменты. Звучит так, будто играют две или три скрипки одновременно.
Электроскрипка Zeta Strados
Затем идет дисторшн Lil’ RAT (ratdistortion.com), который заставляет ее звучать очень здорово. В противном случае вы могли бы играть на обычной скрипке с микрофоном! Наконец, Hall of Fame 2 mini (tcelectronic.com) для реверберации, которая нужна для неакустического инструмента, где бы вы ни играли — тут все просто.
Дисторшн Lil’ RAT (слева) и Voodoo Lab Pedal Power 2 Plus (справа)
Все эти педали работают от Voodoo Lab Pedal Power 2 Plus (voodoolab.com). Мой выбор был вдохновлен советами опытных электрогитаристов (в основном не скрипачей), а также моими собственными ушами, когда я еще по старинке пробовал эти штуки в магазине.
Мой аксессуар номер один — конденсаторный микрофон DPA (dpamicrophones.com). Я размещаю его над подставкой скрипки или альта, и использую как для голоса, так и для подзвучки самого инструмента. Думаю, что он воспроизводит самый естественный звук из всех микрофонов, которые я пробовала. Часто играю в достаточно громкой обстановке, поэтому также использую звукосниматель Fishman V-200 (fishman.com) внутри подставки, который преобразует вибрации в звук.
Вторая по важности деталь это мой ноутбук. Я использую Ableton (ableton.com) для микширования различных партий – электроники и моего живого инструмента – прежде чем отправить их звукорежиссёру площадки. Таким образом, у них получаются сбалансированные выходы и у меня полный контроль над мониторингом всего концерта с помощью наушников. Внутри Ableton я использую его луперы, чтобы зацикливать живое звучание от моей скрипки и вокал на протяжении всего концерта. Я активирую различные параметры и функции Ableton с помощью небольшой ножной педали MIDI. Это контроллер PreSonus ATOM (presonus.com), который изначально предназначен только для использования руками. Я как-то привыкла использовать его босиком, и несколько рецензентов отметили мои «ловкие пальцы ног». Если вы думаете о покупке, то я бы вас больше направила в сторону педали!
Звукосниматель Fishman V-200 (слева) и звуковая карта MOTU UltraLite-mk5
Я также использую второй ноутбук для визуализации, который подключен к моему первому ноутбуку с помощью кабеля Ethernet, что дает мне полный контроль и синхронизацию аудио и видео в реальном времени.
Звуковая карта MOTU UltraLite-mk5 (motu.com) отличная и очень компактная (особенно, если в дорогу) часть моего рабочего набора – аж с восемью выходами, что невероятно удобно при отправке звука на звукорежиссерский пульт во время выступления и позволяет специалистам отлично справляться с микшированием звука.
Октавная педаль Electro-Harmonix Nano POG
И напоследок не менее важное – расскажу о моих педалях. Они умеют всё – от дилея до гармонизации, дисторшна или просто добавления обычной реверберации. Первая педаль, которую я купила, была октавной педалью Electro-Harmonix Nano POG (ehx.com). Это непревзойденная деталь, которая добавляет очень естественно звучащую октаву к скрипке, когда я хочу звучать как виолончель или бас. Моя недавняя покупка — Strymon Timeline (strymon.net). Это просто жемчужина педали дилей со множеством настраиваемых параметров, от синхронизации темпа исполнения произведения и длительности, количества повторений и способа обработки звука.
Мои любимые технические аксессуары? О боже, у меня так много любимых… Я так люблю исследовать новые звуки и новое оборудование! Но ради краткости ограничусь тремя. Во-первых, было бы упущением с моей стороны, если бы я не упомянул свою электроскрипку — это моя именная модель совместно с Volta. Гибридные инструменты «Violinatron» имеют встроенные динамики, поэтому они могут работать как обычные электроскрипки или на них можно играть полностью отключенными. Я работал с Маратом, владельцем компании и главным мастером по гитарам, над созданием встроенного эффекта дилея, а также мы с ним разработали индивидуальную глянцевую синюю отделку, поэтому мой «Flaxotron» (bitly.ws/3id4k) выглядит и звучит потрясающе!
Электроскрипка «Flaxotron» по индивидуальному заказу от Роба Флакса
Дилей — это эффект, который изменил мою жизнь. Легендарный чип MN3005 bucket-brigade (aionfx.com) в сочетании с резонирующим фильтром низких частот обеспечивает самые волшебные повторы. Это также инструмент сам по себе, со встроенным секвенсором сдвига высоты тона. Двойные ноты становятся арпеджио с нотами ниже самого скрипичного диапазона. И он сохраняет пресеты, поэтому я все время использую еще один звук — это «жуткий, шатающийся хор», который добавляет размерность и таинственность более статичным звукам. Он вызывает инстинктивную эмоциональную реакцию всякий раз, когда я его применяю.
Басовый усилитель BG-120
Моим недавним «необходимым снаряжением» для скрипки, как ни странно, стал басовый усилитель – в ноябре прошлого года я влюбился в новый BG-120 Bass Cub Pro от компании Phil Jones Bass (philjonesbass.net). PJB хорошо известен в мире баса своими усилителями и кабинетами с небольшими, но очень мощными динамиками, и по моему опыту эти небольшие динамики хорошо подходят для усиления скрипки. В сочетании с PJB-шным C2 extension cab, усилитель BG120 звучит так же громко, как любой другой усилитель, который я когда-либо использовал на сцене в рок выступлениях. Как отдельно взятый комбо, это идеальный по объему и весу аппарат для акустических концертов, которым нужно звуковое усиление. Пятиполосный эквалайзер, предназначенный для баса (имеет ручки на «низкие басы» и «высокие басы», обе из которых я опускаю вниз) тем не менее, все воспроизводимые им частоты в совокупности с динамиком и корпусом представляют невероятно простой в использовании усилитель, который всегда звучит хорошо.
Я использую эффекты и лупы с моим электрическим альтом вот уже четыре десятилетия, начиная с аналогового оборудования, которое монтировалось на стойку. В настоящее время я использую компактный педалборд, который является домом для моей любимой педали эффектов Eventide H90 (eventideaudio.com) плюс педали экспрессии, моего давнишнего лупера Boss RDS300 (boss.info) и цифровой беспроводной системы Line 6 G10SII (line6.com) — так что я могу перемещаться по сцене, проходить по классам и больничным палатам, чтобы дать возможность студентам и пациентам подойти поближе и извлечь какую-либо ноту.
Педаль эффектов Eventide H90
Большинство педалбордов, будь они для скрипок, альтов, гитар, синтезаторов или других инструментов, содержат множество педалей эффектов. Эффекты вместе со звуковой системой – в виде одиночного усилителя или стереосистемы PA, становятся частью общего звучания инструмента, точно так же как акустический инструмент меняет свое звучание в зависимости от типов струн или смычков. Вот почему я всегда выбирала оборудование самого высокого качества, и вот почему сейчас Eventide H90 — единственная педаль эффектов, которая мне нужна!
Свой первый альбом Sounds of Being с использованием лупера я написала на Boss RC-20XL (boss. info), который представляет собой простую однодорожечную луп-станцию. Теперь я использую Boss RC-300 Loop Station, которая рассчитана на три стереодорожки. Точность воспроизведения намного лучше с этим лупером, и у него есть встроенное фантомное питание.
Микрофон DPA 4099V
Я использую микрофон DPA 4099V (dpamicrophones.com), играю с усилителем AER Compact 60/4 (aer-music.de), который создан для усиления акустических инструментов, таких как классическая гитара. Я, конечно, могла бы использовать другие усилители или систему PA, но этот дает возможность мне звучать, как я привыкла. Я использовала этот усилитель для своего Альтового концерта и запрашиваю его всякий раз, когда не могу его взять с собой.
На сцене я играю на акустической виолончели под названием Ру́бен и на электро Yamaha SVC 110 Silent Cello (yamaha.com) под названием Руби. Для Ру́бена (акустики) я люблю использовать сочетание двух микрофонов: DPA 4099 (dpamicrophones.com) для получения цельного, насыщенного звука невероятно чистого на верхних частотах; и контактного микрофона Schertler DYN C-48 (schertler.com) для усиления нижних частот басовых звуков во время игры. Я также использую Schertler для вывода на сценические клиновидные мониторы (направленные на исполнителя), поскольку микрофон DPA слишком чувствительный для них.
Акустический предусилитель EBS Stanley Clarke
Играя на Руби (электро), я люблю пропускать ее через акустический предусилитель EBS Stanley Clarke (ebssweden.com), затем пропускать этот сигнал через педаль EBS OctaBass Blue Label и, наконец, пропускать сигнал басовой педали через усилитель Ampeg Bass Amp (ampeg.com) для настоящего басового звучания «даб-регги». Это эпично!
«Я могу делать наслоения на свои проигрыши до бесконечности, улетая до небес, и управлять каждым слоем в отдельности. Это мечта!»
Октавная педаль эффектов EBS OctaBass Blue Label
В студии для записи виолончелей и своего вокала я обожаю аудиоинтерфейс UAD Apollo Twin X Quad Heritage (uaudio.com). Программа UAD Console, которая идет в комплекте с оборудованием, позволяет мне сохранять предустановки записи с бесконечным количеством доступных плагинов, что дает мне возможность подбирать желаемый звук для каждой настройки. Все, что мне нужно сделать – подключиться и начать запись. Это меняет правила игры! Я также подумываю использовать его в живых выступлениях вместе с моей чудесной станцией лупов BOSS RC-600 (boss.info), которая является настоящей жемчужиной среди луперов. У нее шесть доступных стереодорожек, а это значит, что я могу делать наслоения на свои проигрывания до бесконечности, улетая до небес, и управлять каждым слоем в отдельности. Это мечта! Для перкуссии в моей правой ноге во время игры Roland SPD::ONE Kick Electronic Percussion Pad (roland.com) очень увлекательный и имеет фантастический диапазон настроек для изменения артикуляции.
Играя сольно, я использую конденсаторный микрофон Ear Trumpet Labs (eartrumpetlabs.com) в модели Bass Edwina, который выдает невероятно естественное звучание. Играя в группе, я использую смешанный звук – примерно на 80 процентов от микрофона (для качества звука) и на 20 процентов со звукоснимателя (для чистоты в нижнем диапазоне) для аудитории, а дальше только настроить канал звукоснимателя в мониторах (чтобы избежать обратной связи).
Звукосниматель Realist Pickup — увеличивает четкость басовых звуков
Мое оборудование — это микрофон-петличка DPA 4099 (dpamicrophones.com) и звукосниматель Realist Pickup (realistacoustic.com), проходящие через предусилитель с эквалайзером: ToneDexter (audiosprockets.com) или LR Baggs Venue DI (Irbaggs.com) оба великолепны. Я добавляю переключатель Rolls Mic Switch (rolls.com) на канал микрофона, что позволяет мне контролировать отключение звука.
Предусилитель ToneDexter (слева) и LR Baggs Venue DI (справа)
«Каким-то образом эта маленькая волшебная коробочка заставляет даже самые сомнительные усилители или PA-системы звучать хорошо»
Программируемый басовый драйвер SansAmp Tech 21-NYC (tech21nyc.com) является неотъемлемой частью моей студийной установки и на живых концертах. Это аналоговый DI (модуль дискретного входа) высокого уровня, который воспроизводит звук от различных усилителей. Как контрабасист, стремящийся к такому звучанию, которое являлось бы продолжением моего инструмента, SansAmp удивительно прозрачен. Функция Blend позволяет мне набирать столько оттенков, сколько мне нужно, и каким-то образом эта маленькая волшебная коробочка заставляет даже самые сомнительные усилители или PA-системы звучать хорошо. У него три канала, которые позволяют сохранять настройки для всего, что требуется на выступление; он может делать звучание шероховатым или суперчистым, его очень просто настраивать под потребности площадки.
Энциклопедия инструментов Антонио Страдивари — удивительная работа с лаковыми репродукциями инструментов в натуральную величину, в мельчайших деталях повторяющая внешний вид оригинальных скрипок и виолончелей мастера, вплоть до оттенков цвета.
«Наш музей — не просто выставка музыкальных инструментов. Это небольшой концертный зал, место для музыкальных вечеров, здесь хорошая акустика.»